Новые подходы осуществления государственного контроля в области пожарной безопасности.

         Государственный контроль и надзор в сфере гражданской защиты осуществляется уполномоченным органом в целях соблюдения законодательства Республики Казахстан в сфере гражданской защиты.
      Государственный контроль и надзор в сфере гражданской защиты подразделяется на:

1)государственный контроль в области гражданской обороны;

2)государственный контроль в области пожарной безопасности;

         Государственный контроль и надзор в сфере гражданской защиты осуществляется в форме проверки и иных формах.

           Виды и порядок проведения проверок определяются в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственном контроле и надзоре.
         Государственный контроль в области пожарной безопасности направлен на обеспечение соблюдения требований пожарной безопасности физическими, юридическими лицами и осуществляется органами государственной противопожарной службы, за исключением контроля, осуществляемого в соответствии с пунктом 2 статьи 38 Закона РК «О гражданской защите».

         Государственный контроль в области пожарной безопасности на территории государственного лесного фонда осуществляется уполномоченным органом в области лесного хозяйства, на воздушном, внутреннем водном и железнодорожном транспорте – уполномоченным органом в области транспорта.
         Одним из новых подходов  государственного контроля в области пожарной безопасности регламентирован Законом РК от 29 декабря 2014 года № 272-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам кардинального улучшения условий для предпринимательской деятельности в Республике Казахстан.

         В Закон Республики Казахстан от 11 апреля 2014 года «О гражданской защите» статью 1 дополнено подпунктами 19-2), 19-3), 57-1) и 61-1) следующего содержания:

         19-2) аккредитация – официальное признание ведомством правомочий экспертной организации выполнять работы по проведению аудита в области пожарной безопасности;

      19-3) аттестат аккредитации – документ, выдаваемый ведомством, удостоверяющий право экспертной организации выполнять работы по проведению аудита в области пожарной безопасности;

      57-1) аудит в области пожарной безопасности – предпринимательская деятельность по установлению соответствия или несоответствия объектов требованиям пожарной безопасности;

        61-1) экспертная организация – организация, аккредитованная в установленном порядке на осуществление деятельности по аудиту в области пожарной безопасности;

        В статье 38 пункт 4 изложить в следующей редакции:

        В случае выявления нарушений в результате проверки на предмет соблюдения требований пожарной безопасности органами государственной противопожарной службы проверяемому субъекту выдается предписание об устранении нарушений.

      Предписание об устранении нарушений вручается проверяемому субъекту в день окончания проверки.

      Приостановление частично или полностью работы организаций, отдельных производств, производственных участков, агрегатов, запрещение эксплуатации зданий, сооружений, электрических сетей, приборов отопления и ведения пожароопасных работ, осуществляемых субъектами с нарушением требований пожарной безопасности, а также при невыполнении предусмотренных проектами требований пожарной безопасности при строительстве, реконструкции, расширении или техническом перевооружении организаций, объекта, сооружения, здания производятся судом по заявлению органов государственной противопожарной службы в соответствии с Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях в случае неисполнения предписания об устранении нарушений.

        Дополнено пунктами 5 и 6 следующего содержания:

        5.Объекты незначительной степени риска на предмет соблюдения требований пожарной безопасности не проверяются, за исключением внеплановых проверок в соответствии с Законом Республики Казахстан «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан».

        6.При получении субъектом контроля высокой или средней степени риска положительного заключения экспертной организации данный объект освобождается от проверок на период действия заключения, за исключением внеплановых проверок в соответствии с Законом Республики Казахстан «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан».

         Кроме того, 16 мая 2014 года подписан Закон Республики Казахстан «О разрешениях и уведомлениях» № 202-V ЗРК, который вступил в силу с 20 ноября 2014 года.

         Следует отметить, что Законом «О разрешениях и уведомлениях»
не предусмотрена приемка систем и установок пожарной автоматики в эксплуатацию.

В этой связи, представители государственной противопожарной службы осуществляют проверку соответствия монтажно-наладочных работ систем и установок пожарной автоматики требованиям нормативных документов на вновь построенных объектах в ходе приемочной и рабочей комиссий по приемке объекта в эксплуатацию, на существующих объектах в процессе плановых, внеплановых пожарно-технических обследований.

Вместе с тем, необходимо отметить, что Законом Республики Казахстан от 29 декабря 2014 года № 269-V ЗРК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам кардинального улучшения условий для предпринимательской деятельности в Республике Казахстан» внесены изменения в статью 73 Закона Республики Казахстан от 16 июля 2001 года «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан» в части исключения участия заинтересованных государственных органов в работе комиссии по приемке объектов в эксплуатацию. Данное изменение вводится в действие с 01 января 2016 года.

Также, в подпункт 1) пункта 1 статьи 74 Закона Республики Казахстан «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан» внесены изменения касательно приемки собственником самостоятельно реконструкции посредством перепланировки помещений (отдельных частей) существующих зданий, не связанных с изменением несущих и ограждающих конструкций. Данное изменение введено в действие с 01 января 2015 года.

         Также следует отметить, что Законами Республики Казахстан
«О гражданской защите» и «О разрешениях и уведомлениях» не предусмотрено заключение уполномоченного органа в сфере гражданской защиты на пожарную технику и средства пожаротушения. В этой связи, при проверках (плановых, внеплановых) объектов необходимо требовать только наличие на пожарно-техническую продукцию положительных результатов испытаний аккредитованных лабораторий.

В целях усиления борьбы с преступностью в современных условиях, повышения уровня защищенности прав граждан, интересов государства Главой государства Нурсултан Назарбаевым подписан Уголовный кодекс Республики Казахстан (далее – УК РК), Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан, направленный на модернизацию системы уголовного судопроизводства и приведение ее в соответствие с международными стандартами (далее УПК РК) и Кодекс об административных правонарушениях Республики Казахстан (далее –КоАП РК), направленный на обновление и модернизацию административно-деликтного законодательства, повышение защищенности граждан и интересов государства от противоправных посягательств.

КоАП РК состоит из 53 глав, включающих 920 статей. В нем сохранены проверенные временем основные положения действующего Кодекса об административных правонарушениях и структура с делением на Общую, Особенную и Процедурную части.

КоАП РК в новой редакции нацелен на реформирование административного законодательства путем реализации следующих основных направлений:

- гуманизация, заключающаяся в поддержке малого бизнеса. В частности, размеры штрафов для субъектов малого предпринимательства уменьшены в среднем в два раза;

- расширено применение предупреждения как вида административного взыскания, то есть, пересмотрена компетенция органов уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях. В частности, значительно разгружены суды, путем передачи к подведомственности уполномоченных государственных органов статей в санкциях, которых предусматривается административное взыскание в виде штрафа;

-модернизация процедуры привлечения к административной ответственности. Вводится сокращенное производство по делу об административном правонарушении в случаях, когда оплата штрафа производится по квитанции, которую лицо получает вместе с протоколом об административном правонарушении. То есть лицо согласно с фактом совершенного правонарушения, признает свою вину и готово добровольно уплатить штраф и не имеет претензий.

При этом для сокращенного порядка предусмотрен стимулирующий механизм в виде возможности в семидневный срок с момента вручения лицу протокола оплатить 50 % от общей суммы штрафа. Если лицо несогласно с фактом совершенного правонарушения, дело рассматривается в общем порядке.

В целях исключения коррупциогенного фактора, а также для обеспечения сокращенного производства предусмотрен абсолютно определенный размер штрафа. Таким образом, в санкциях статей по пожарной безопасности исключены виды взыскания как относительно-определенные (вилки).

Одной из наиболее значительной новацией является введение нормы, позволяющей судье, органу (должностному лицу) при установлении смягчающих обстоятельств, сократить сумму административного штрафа, налагаемого на физическое лицо, до 30 % от общей суммы.

Одновременно, в статью 462 за воспрепятствование должностным лицам государственных инспекций и органов государственного контроля и надзора в выполнении ими служебных обязанностей, невыполнение постановлений, предписаний и иных требований внесена санкция устанавливающая, размеры штрафов и приостановление деятельности или отдельных видов деятельности.

Так, согласно новой редакции статьи 336 «Несоблюдение требований по охране атмосферного воздуха и пожарной безопасности при складировании и сжигании промышленных и бытовых отходов»:

Нарушение правил складирования промышленных и бытовых отходов, несоблюдение требований по охране атмосферного воздуха и пожарной безопасности при сжигании указанных отходов –влекут предупреждение или штраф на физических лиц в размере трех, на должностных лиц – в размере двадцати, на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации – в размере сорока, на субъектов среднего предпринимательства – в размере семидесяти, на субъектов крупного предпринимательства – в размере ста двадцати месячных расчетных показателей.

Согласно новой редакции статьи 359 «Повреждение водохозяйственных сооружений, устройств и противопожарных систем водоснабжения, нарушение правил их эксплуатации» следует:

1.Повреждение водохозяйственных сооружений и устройств, средств измерений для учета потребления и сброса вод, а также противопожарных систем водоснабжения –влечет штраф на физических лиц в размере десяти, на должностных лиц – в размере двадцати пяти месячных расчетных показателей.

2.Нарушение правил эксплуатации водохозяйственных сооружений и устройств – влечет штраф на должностных лиц в размере двадцати месячных расчетных показателей.

Согласно новой редакции статьи 367 «Нарушение требований пожарной безопасности и санитарных правил в лесах»:

1. Нарушение требований пожарной безопасности и санитарных правил в лесах –

влечет штраф на физических лиц в размере десяти, на должностных лиц, субъектов малого предпринимательства – в размере тридцати, на субъектов среднего предпринимательства – в размере пятидесяти, на субъектов крупного предпринимательства – в размере ста пятидесяти месячных расчетных показателей.

2. То же деяние, повлекшее возникновение пожара, причинение вреда здоровью человека и окружающей среде, если это действие не причинило крупный ущерб, –

влечет штраф на физических лиц в размере двадцати пяти, на должностных лиц, субъектов малого предпринимательства – в размере сорока пяти, на субъектов среднего предпринимательства – в размере семидесяти, на субъектов крупного предпринимательства – в размере двухсот пятидесяти месячных расчетных показателей.

3. Действия, предусмотренные частями первой и второй настоящей статьи, совершенные на особо охраняемых природных территориях, –

влекут штраф на физических лиц в размере ста, на должностных лиц, субъектов малого предпринимательства – в размере двухсот пятидесяти, на субъектов среднего предпринимательства – в размере четырехсот, на субъектов крупного предпринимательства – в размере тысячи пятисот месячных расчетных показателей.

В соответствии со статьей 410 «Нарушение или невыполнение требований пожарной безопасности»:

1. Нарушение или невыполнение в организациях, общественных местах, складских помещениях, сельскохозяйственных угодьях, в общежитиях и жилых домах противопожарных требований, предусмотренных правилами пожарной безопасности, техническими регламентами, строительными нормами и правилами, национальными стандартами, –

влечет предупреждение или штраф на физических лиц в размере пяти, на должностных лиц, субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации – в размере пятнадцати, на субъектов среднего предпринимательства – в размере двадцати пяти, на субъектов крупного предпринимательства – в размере пятидесяти месячных расчетных показателей.

2. Действие (бездействие), предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания, –

влечет штраф на физических лиц в размере десяти, на должностных лиц, субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации – в размере двадцати, на субъектов среднего предпринимательства – в размере тридцати, на субъектов крупного предпринимательства – в размере ста месячных расчетных показателей.

3. Действие (бездействие), предусмотренное частью первой настоящей статьи, которое повлекло возникновение пожара, причинившего вред здоровью человека или значительный ущерб, при отсутствии состава преступления, –

влечет штраф на физических лиц в размере десяти, на должностных лиц, субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации – в размере двадцати, на субъектов среднего предпринимательства – в размере тридцати, на субъектов крупного предпринимательства – в размере пятидесяти месячных расчетных показателей.

Примечание. Применительно к данной статье значительным размером ущерба признается сумма, превышающая пятьдесят месячных расчетных показателей на момент совершения административного правонарушения.

Согласно статьи 411 «Выпуск и реализация взрывопожароопасной и пожароопасной продукции, не отвечающей требованиям пожарной безопасности» новой редакции:

Выпуск и реализация взрывопожароопасной и пожароопасной продукции, не отвечающей требованиям пожарной безопасности, если это не повлекло по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью и (или) крупного ущерба физическому или юридическому лицу либо государству, –

влекут штраф на должностных лиц, субъектов малого предпринимательства в размере тридцати, на субъектов среднего предпринимательства – в размере пятидесяти, на субъектов крупного предпринимательства – в размере ста месячных расчетных показателей.

Примечание. Применительно к данной статье настоящего Кодекса под крупным ущербом признается сумма, превышающая сто месячных расчетных показателей на момент совершения административного правонарушения.

Согласно статьи 438 (частями первой и второй) новой редакции:

1. Заведомо ложный вызов органов государственной противопожарной службы, полиции, скорой медицинской помощи, аварийных служб –

влечет штраф на физических лиц в размере тридцати месячных расчетных показателей.

2. Действия, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания либо совершенные в период ликвидации аварии, пожаров, последствий стихийных бедствий, –

влекут штраф на физических лиц в размере шестидесяти месячных расчетных показателей.

Согласно статьи 589 «Нарушение правил пожарной безопасности на транспорте» новой редакции:

1. Нарушение установленных на транспорте правил пожарной безопасности –влечет штраф в размере пяти месячных расчетных показателей.

2. Действие, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания, – влечет штраф в размере десяти месячных расчетных показателей.